English
En

Технологический процесс безреагентного абсолютирования спирта

        Известно, что в связи с сокращением запасов и повышением цен на нефть и нефтепродукты, а также ужесточением экологических требований, предъявляемых к двигателям внутреннего сгорания, в последнее время в ряде стран организовано производство этанола, предназначенного для использования в качестве компонента моторного топлива.
        Введение этанола в бензин обеспечивает повышение октанового числа топлива, что позволяет отказаться от введения в бензин тетраэтилсвинца. Каждые 3% этанола в смеси обеспечивают повышение октанового числа топлива в среднем на 1 единицу. Этанол повышает детонационную стойкость топлива, так как температура самовоспламенения чистого бензина - 290°С, а его смеси с этанолом - 425°С. При использовании смеси этанола с бензином гораздо ниже токсичность выхлопных газов и расход горючего и выше пробег автомашин по сравнению с бензиновым топливом.
        Переход европейских стран на бензины, отвечающие стандартам «Евро-*», позволит существенно оздоровить экологическую обстановку. Автомобильные бензины этих стандартов отличаются повышенным содержанием кислорода (до 2,3 – 2,7%), что обусловлено присутствием в них низших спиртов и простых эфиров под общим названием оксигенаты, одним из которых и является этанол.
        Переход нашей страны к требованиям стандартов, аналогичных «Евро*», неизбежно потребует применения оксигенатов. Рекомендуемая концентрация оксигенатов в бензине составляет от 3 до 20% по объему.
        Однако получаемый обычными методами ректификации этиловый спирт (этанол) не может содержать более 95,57% по массе основного вещества, что соответствует содержанию этилового спирта в нераздельнокипящей (азеотропной) смеси с водой при нормальном давлении. С увеличением концентрации водного этанола в бензине повышается вероятность расслаивания топливной смеси с появлением водноспиртового слоя. Следствием этого является снижение октанового числа и повышение вероятности повреждения двигателя, особенно в зимнее время. Таким образом, применение этанола в качестве компонента моторного топлива требует более глубокого удаления воды, т.е. его дегидратации или абсолютирования.
        Для России одним из наиболее приемлемых с технологической и экологической точек зрения способом получения абсолютированного этанола является азеотропная ректификация с использованием двух ректификационных колонн (Рис.1), работающих при различном давлении.
Технологическая схема

Рис.1 Упрощенная технологическая схема установки абсолютирования спирта.
Описание краткой технологической схемы
       Исходный водный спирт подается на тарелку питания колонны предварительного обезвоживания (поз. 1), работающую при пониженном давлении. Обогрев колонны производится глухим паром или паровым конденсатом через выносной подогреватель (поз.2). Укрепленный спирт отбирается из дефлегматора (поз.3) колонны предварительного обезвоживания и направляется в колонну окончательного абсолютирования (поз.4), процесс ректификации в которой осуществляется при повышенном давлении.
       Колонна окончательного абсолютирования обогревается через выносной подогреватель (поз.5). Из дефлегматора (поз. 6) отбирается водный спирт с крепостью около 96,5% по объему, который возвращается в производственный цикл, а товарный абсолютированный спирт с концентрацией не менее 99,2% по объему отбирается из кубовой части колонны.


вернуться назад



© Copyright  2003  Fedorov Sergey
Сайт управляется системой uCoz